План мероприятий
по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения среди учащихся
на 2020-2021 учебный год
№ |
Наименование мероприятия |
Срок |
Ответственные |
|
Организационные вопросы |
||||
1. |
Выявление неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, детей, состоящих под опекой |
Сентябрь - октябрь |
Классные руководители |
|
2. |
Выявление учащихся, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ, табакокурению и постановка их на внутришкольный учет (анкетирование, личные беседы, тренинги, психологическое тестирование и др.) |
Сентябрь - октябрь |
Классные руководители |
|
3. |
Составление картотеки индивидуального учета подростков группы риска |
Сентябрь -октябрь |
Зам. по ВР |
|
4. |
Проведение операции «Занятость» (вовлечение в кружки, клубы, секции)
|
Сентябрь- октябрь |
Заместитель директора школы по ВР, классные руководители |
|
5. |
Проведение рейдов «Подросток» |
В течение года |
Классные руководители, социальный педагог |
|
Лекционно-просветительная работа с учащимися
|
||||
1. |
Работа кл.руководителя «Подросток и закон» |
1 раз в 2 месяца |
Кл.руководители |
|
2. |
Работа школы «Юный правовед» |
1 и 4 среда месяца |
Руководитель школы |
|
3. |
Беседы: «Правонарушения и ответственность за них» (5-7 классы), «Уголовная ответственность несовершеннолетних» (9 класс) |
Октябрь |
Классные руководители, инспектор ПДН |
|
4. |
Круглый стол «Бездна, в которую надо заглянуть» (9класс) |
Ноябрь |
Заместитель директора школы по ВР, инспектор ПДН, врач-нарколог |
|
5. |
Беседы с юношами и девушками по формированию сексуальной культуры (9 классы) |
Январь - февраль |
Классные руководители, врач |
|
6. |
«За здоровый образ жизни» просмотр видеофильмов по графику (6-9 классы) |
Февраль - март |
Классные руководители |
|
7. |
Беседы о вреде курения |
В течение года |
Классные руководители |
|
8. |
Беседы о профилактике ВИЧ инфекции |
В течение года |
Медицинский работник |
|
9. |
Выпуск газеты, посвященной Дню борьбы с курением |
Ноябрь
|
Вожатая Библиотекарь |
|
10. |
Беседа «Правда и ложь об алкоголе» (8-9 классы) |
март |
Классные руководители |
|
11. |
Цикл бесед о вреде наркотиков «Ты попал в беду» |
Октябрь - декабрь |
Классные руководители |
|
Воспитательная работа с учащимися
|
||||
1. |
Проведение тематических классных часов: - «День против курения»; - «Здоровье - это жизнь»; - «Личность и алкоголь»; - «Горькие плоды «сладкой жизни», или о тяжких социальных последствиях употребления наркотиков» |
в течение года (по плану классных руководителей)
|
Классные руководители |
|
2. |
Конкурс рисунков и плакатов «Молодежь против наркотиков». 1-7 кл. «Мы за здоровый образ жизни» 8-11 кл. «Мир без наркотиков» |
сентябрь ноябрь |
Заместитель директора школы по ВР
|
|
3. |
Игра – соревнование «Баланс положительных и отрицательных сторон курения» (6-8 классы) |
ноябрь |
Заместитель директора школы по ВР |
|
4. |
Участие в городской акции «Мы выбираем жизнь!» |
ноябрь |
Заместитель директора школы по ВР |
|
5. |
Провести конкурсы по антиалкогольной и антинаркотической тематике
|
Ноябрь - апрель
|
Заместитель директора школы по ВР Классные руководители |
|
6. |
Тематический вечер «Любовь – волшебная страна»
|
январь |
заместитель директора школы по ВР, вожатая |
|
7. |
Акция «Нет табачному дыму!»
|
ноябрь |
заместитель директора школы по ВР |
|
8. |
Выступление школьной агитбригады «Новое поколение выбирает жизнь» |
Ноябрь - апрель |
Заместитель директора школы по ВР |
|
9.
10. |
Провести неделю пропаганды знаний о здоровом образе жизни и действий по его утверждению
Систематически выявлять учащихся, нарушающих Устав школы, Закон РФ «Об ограничении курения табака», Законы РО «О профилактике наркомании и токсикомании на территории РФ « О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в РО», «О защите несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости и профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних» другие нормативные акты, регулирующие поведение школьников и применять меры воспитательного воздействия |
Апрель
В течение года |
Заместитель директора школы, Совет профилактики правонарушений |
|
Спортивно- оздоровительные мероприятия |
||||
1. |
Спортивный марафон «Я выбираю жизнь» |
Ноябрь-декабрь |
Уч.физ-ры Кл .рук |
|
2. |
Спортивная игра для старшеклассников «Альтернатива» |
Ноябрь |
Заместитель директора школы по ВР, учитель ОБЖ |
|
3. |
День здоровья |
Сентябрь, апрель |
Учитель физкультуры |
|
4. |
Спортивные соревнования |
В течение года (согласно графику проведения соревнований) |
учитель физкультуры |
|
5. |
Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» (1-4 классы)
|
март |
Заместитель директора школы по ВР, классные руководители |
|
Работа с родителями. |
||||
1. |
Родительские собрания: - «Подросток и наркотики»; - «Курить или не курить?» «Организация занятий школьника по укреплению здоровья и привитию здорового образа жизни» (с приглашением специалистов) |
Согласно планов работы классных руководителей
|
Классные руководители |
|
2. |
Лекторий для родителей: классы «Адаптация первоклассника». 2-3классы «Психология общения». 5 классы «Психофизическое развитие, адаптация учащихся переходного возраста». 6 классы «Социально-психологическая характеристика личности учащегося». 7 классы «Возрастные особенности подросткового периода». 8 классы « Подросток и родители». 9 классы «Поиск понимания в общении». 10 классы «Пора ранней юности». 11 классы «Непослушный ребенок». |
Согласно плану работы лектория
|
Заместитель директора школы по ВР, классные руководители |
|
3. |
Консультации родителей по вопросам профилактики алкоголизма, наркозависимости и лечения их последствий |
В течение года (согласно графику) |
Врач - нарколог |
|
4. |
Разработка рекомендаций для родителей «Что делать, если в дом пришла беда», «Создание дома, свободного от наркотиков». |
в течение года |
Заместитель директора школы по ВР |
|
5. |
Встречи с врачом-венерологом, наркологом |
в течение года |
Заместитель директора школы по ВР, классные руководители |
|
6. |
Анкетирование родителей. |
в течение года |
Классные руководители |
|
Работа с классными руководителями и учителями. |
||||
1. |
Школа классного руководителя «Кризисные зоны развития ребенка и характер педагогической поддержки.» |
ноябрь |
Заместитель директора школы по ВР |
|
2. |
Собеседование с классными руководителями по вопросу планирования воспитательной работы |
сентябрь |
Заместитель директора школы по ВР |
|
3. |
Разработка методических рекомендаций по проведению классных часов по нравственному и правовому воспитанию старшеклассников. |
октябрь |
Заместитель директора школы по ВР |
|
4. |
Подготовка портфолио для классных руководителей по антинаркотическому воспитанию. |
Сентябрь - январь |
Заместитель директора школы по ВР |
|
Директор СОШ _____________ Н.Е. Ефремова
План мероприятий по проведению
антинаркотического месячника «Вместе против наркотиков!»
в МБОУ «Занино-Починковская СОШ»
(апрель-май 2020г.)
Мероприятия |
Дата проведения |
Участники |
Ответственные |
Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни» |
20.04
|
1-4 |
Першина Е.Г. |
Конкурс рисунков и плакатов «Мы выбираем жизнь» «Твой выбор» |
апрель |
1-11 кл. |
Классные руководители |
Проведение тематических классных часов в рамках месячника: - «Я здоровье берегу» - «Сохрани здоровье смолоду» - «В здоровом теле – здоровый дух» - «Губительная сигарета» - «Не говори «Да», если хочешь сказать «Нет!» - Мы против наркотиков (круглый стол) |
25 апреля
1-2 кл. 3-4 кл. 5-6 кл.
7 кл. 8-9 кл.
10-11 кл. |
1-11 кл.
|
Завуч по ВР Классные руководители |
Круглый стол с привлечением родителей, педагогов, «Взаимодействие семьи и школы по вопросу сохранения и укрепления здоровья школьников!» |
апрель |
Представители 8-11 кл., Родители учащихся школы, педагоги |
Завуч по УВР Шашкина Т.Н. |
Конкурс буклетов «Скажи наркотикам НЕТ!» |
18.04-28.04 |
7-11 кл |
Клочкова Ю.Н. |
Акция «Предупреждён, значит вооружён» (раздача листовок с телефонами доверия и буклетов жителям села |
4 мая |
9-11 кл |
Клочкова Ю.Н. |
Выставка книг на тему «Мы – за здоровый образ жизни!» |
В течение месячника |
|
Библиотекарь |
Спортивные перемены |
В течение месячника |
5-11 кл. |
|
Тренинг для педагогов по профилактике употребления обучающимися психоактивных веществ |
май |
педагоги |
Завуч по ВР Алексеева Ю.В. |
Тренинг для педагогов по профилактике употребления обучающимися психоактивных веществ
Оформление стенда
Разъяснение законодательства связанного с незаконным оборотом наркотических средств
Подготовка буклетов
Акция "Предупреждён - значит вооружён!"
Классные часы на тему: "В здоровом теле - здоровый дух", "Правильное питание"
Конкурс рисунков "Мы за здоровый образ жизни"
Анкета «Отношение к употреблению психоактивных веществ».
1. Что вы думаете об употреблении ПАВ?
2. Как вы относитесь к людям, употребляющим ПАВ?
3. Какие психоактивные вещества наиболее вредны?
4. Где молодые люди достают психоактивные вещества?
5. Насколько легко молодые люди в нашем городе могут достать психоактивные вещества?
6. Каким образом с течением времени изменилась доступность ПВА в нашем городе?
7. Легко ли достать ПАВ на улице?
8. Когда молодежь больше употребляет ПАВ?
9. Друзья приобщают других ребят употреблять ПАВ? Если так, то почему?
10. Часто ли у молодых людей проблемы с милицией или другими людьми из-за употребления
ПРОГРАММА
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ
ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (ПАВ)
2020 год
Пояснительная записка
Распространение наркомании в среде несовершеннолетних является одной из актуальных социальных проблем. Растет число детей и подростков, имеющих опыт употребления наркотических и токсических веществ, резко снижается возрастная планка приобщения к наркотизации. Наркомания несовершеннолетних приобретает универсальный характер – среди тех, кто знакомится с наркотиками, не только дети и подростки группы риска (из «неблагополучных» семей, имеющих проблемы с поведением и т. д.), но и те, кто традиционно не вызывает тревоги у родителей и педагогов. Подростки и молодежь сегодня являются самыми незащищенными членами общества, так как наиболее подвержены стрессам. Неумение справляться с социально- стрессовой реальностью толкает молодых людей к выбору алкоголя, наркотика. В таких условиях важно научить детей и подростков делать правильный самостоятельный выбор.
Наиболее значимой для школы является программа педагогической профилактики, ориентированная не на запрещение и запугивание учащихся последствиями употребления наркотических веществ, а на развитие у них социальных умений и навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.
Опыт доказывает, что в детско-подростковой среде необходимо сделать акцент на формирование личностного иммунитета к соблазну употребления ПАВ, предупредить возникновение желания к их употреблению. Данное положение дел требует комплексной первичной профилактики употребления ПАВ, т.к. отсутствие целостной, научно обоснованной системы профилактики аддиктивного поведения, в первую очередь среди учащихся, не позволяет оказывать адекватное противодействие этим негативным явлениям.
Первичная профилактика потребления ПАВ должна быть направлена на предотвращение аддиктивного поведения подростков – потенциальных и реальных потребителей алкоголя, наркотических и токсических веществ.
Объектом превентивной работы должны являться дети всех возрастов, начиная с младшего школьного возраста.
Родители, педагоги, медицинские работники и общественность должны стать наиболее активными субъектами профилактики отклоняющегося поведения и употребления ПАВ подростками.
Многие родители, даже ответственно относящиеся к выполнению своих родительских обязанностей, не обладают достаточными знаниями о критериях здоровья, о причинах, признаках и последствиях употребления ПАВ, о способах своевременного выявления и предупреждения различных форм отклоняющегося поведения. С другой стороны, в образовательных учреждениях отмечается дефицит педагогических и медицинских кадров, способных квалифицированно организовать работу по профилактике употребления ПАВ среди обучающихся, а также их родителей.
Сложившееся положение обуславливает необходимость реализации дополнительных мер направленных на повышение уровня осведомленности родителей, педагогических работников и детей о ПАВах и мерах противодействия ее распространению, а также степени их участия в организации профилактической работы с детьми и молодежью.
Успешная профилактика ПАВ связывается исследователями с наличием положительных социально-психологических навыков. Эти навыки обеспечивают умение отказываться от рискованных предложений, видеть положительные и отрицательные стороны явлений, взаимодействовать со сверстниками, дружить, выражать правильно свои чувства.
Дети подражают поведению друг друга. Некоторые авторы считают, что наибольшее влияние на установки и поведение детей оказывают сверстники. Это влияние может быть позитивным и негативным, особенно в употреблении алкоголя и курении. Одна из задач программы – помощь детям и подросткам в построении позитивных взаимоотношений со сверстниками, обучение умения выбирать друзей.
Многочисленные исследования дают основание полагать, что одной информации для изменения поведения недостаточно. Дети и подростки должны приобрести максимум знаний для того, чтобы самостоятельно критически мыслить и правильно строить поведение.
I. Цели и задачи программы
Целью первичной профилактики является создание системы информационно - пропагандистской работы с родителями, детьми и подростками по формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни.
Задачи первичной профилактики употребления ПАВ:
1. Развитие социальной и личностной компетентности:
- способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей;
- формировать у детей и подростков психосоциальные и психогигиенические навыки принятия решений, критического мышления;
- повысить самооценку детей;
- сформировать установку «ведение здорового образа жизни».
2. Выработка навыков самозащиты:
- формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ;
- информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления ПАВ.
3. Предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений:
- Обучить детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ;
- Сформировать навыки регуляции эмоций.
II. Основные направления работы.
1. Информирование и просвещение учеников, их родителей и других значимых лиц.
2. Освоение знаний по проблеме профилактики ПАВ, интерактивных форм работы с участниками программы.
3. Изменение содержания образования в ряде учебных предметов: окружающего мира, литературы, физкультуры, истории, ОБЖ, химии, биологии и др.
4. Проведение творческих мероприятий по профилактики ПАВ.
5. Формирование актива среди учеников, педагогов и родителей по пропаганде здорового образа жизни.
III. Содержание программы.
Первичная профилактическая работа состоит из двух блоков.
Информационно-просветительский блок проводится в образовательном учреждении и включает в себя работу с детьми и подростками и их родителями или лицами, их заменяющими. Работа проводится в рамках учебной деятельности, при условии внесения изменения содержания изучаемых предметов: окружающего мира, литературы, физкультуры, истории, ОБЖ, химии, биологии, классных часов, на родительских собраниях. Возможно в рамках развития социального партнерства привлечение медицинских работников, работников правоохранительных органов и других заинтересованных людей. Распространение информационно-демонстрационного материала пропагандистского характера.
Практический блок включает в себя несколько этапов: Диагностический. Проведения мониторинга в школе. Основные методы работы на данном этапе: тестирование, анкетирование, интервью. Цель данного этапа – информационный контроль над динамикой процесса профилактики, а также выявление детей группы риска.
Проведение мероприятий, в которых поощряется любое творческое самовыражение детей, подростков, педагогов и родителей:
- тренинги, практические семинары,
- родительские собрания и конференции,
- диспуты и дискуссии,
- игровые занятия,
- деловые и ролевые игры,
- спортивные соревнования,
- праздники здоровья,
- выпуск информационных листков и газет о здоровом образе жизни, плакатов, мини – книжек, открыток,
- проведение конференций и круглых столов, посвященных проблеме здорового образа жизни,
- создание научно-исследовательских и социальных проектов,
- проведение КВН,
- создание лучшего рекламного ролика, сатирического журнала,
- выставки творческого самовыражения: стихи, сочинения, рисунки, поделки,
- использование аудиовизуальных материалов и наглядных пособий,
- индивидуальные консультации среди детей и подростков, педагогов и родителей.
IV. Сотрудничество.
Дети подвергаются множеству влияний со стороны общества, и не все эти влияния позитивны. Для того чтобы программа была эффективной, общество должно принимать и поддерживать их. Программа строится с таким расчетом, чтобы объединить семью, школу, общество в целом едином стремлении передать детям и подросткам навыки эффективных коммуникаций там, где они живут, учатся, работают.
Любое отдельно взятое учреждение не в состоянии обеспечить полноценную профилактику употребления алкоголя, ПАВ и курения. Поэтому для проведения программы существенны объединенные усилия и привлечение в образовательное учреждение специалистов в области профилактики, органов внутренних дел и здравоохранения, представителей общественных организаций.
Залогом успеха профилактической программы является участие родителей в ее осуществлении. Привлечение родителей к реализации программы осуществляется разными способами. Предоставление специальной психолого-педагогической литературы, организация семинаров и круглых столов, участие родителей в общественной жизни школы.
V. Предполагаемые результаты.
Программа включает в себя обучение эффективному общению, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками, укреплению связи с семьей и другими значимыми взрослыми, решению возникших проблем, критическому мышлению.
Показателем эффективности программы является:
- Повышение процента занятости детей, активно участвующих в общественной деятельности школы.
- Увеличение процента самостоятельности детей в роли организатора собственной деятельности и досуга.
- Повышение уровня воспитанности учащихся, социальной адаптации и предотвращение дезадаптации подростка.
- Положительная мотивация на здоровый образ жизни.
Программа представляет собой синтез пяти современных подходов к профилактике употребления ПАВ:
1. Подход, основанный на эмоциональном обучении. Повышение самооценки, развитие навыков принятия решений, формирование способностей справляться со стрессом.
2. Подход, основанный на формировании навыков личностного поведения и межличностного общения.
3. Подход, основанный на роли социальных факторов. Формирование навыков устойчивости к социальному давлению, негативному воздействию средств массовой информации.
4. Подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности. Развитие целесообразной позитивной активности.
5. Подход, основанный на распространении информации о факторах влияния ПАВ на организм, поведение молодого человека.
Наименование разделов и тем: |
Раздел 1. Формирование ценностных ориентаций у детей и подростков |
1. Общение. |
2. Оказание помощи детям и подросткам в преодолении деструктивного поведения, в овладении умениями конструктивного сопротивления в употреблении ПАВ |
Раздел 2. Оказание психологической поддержки подростку |
1. Психологическая поддержка как фактор первичной профилактики употребления ПАВ. |
2. Знание возрастных, физиологических, индивидуально- психологических особенностей подростка как основа эффективного воспитания здоровых привычек и социально важных привычек. |
3. Формирование образа “ Я” у подростков. |
4. Воспитание навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками. |
5. Приемы и методы организации помощи подросткам в преодолении кризисных ситуаций. |
Раздел 3. Помощь детям и подросткам в успешной ориентации во внешнем мире |
1. Оказание в приобретении подростком навыков самоконтроля и саморегуляции. |
2. Развитие навыков личной безопасности подростка. |
3. Формирование умения у подростков противостоять негативному влиянию сверстников, взрослых. |
Содержание программы
Раздел 1. Формирование ценностных ориентаций у подростков.
Цель: формирование личностных ресурсов у детей и подростков социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема употребления психоактивных веществ (ПАВ).
Тема 1. Общение. Внутренние ресурсы личности.
Понятия общения. Виды и стили общения. Формирование личностных установок детей. Конструктивное общение.
Практическая работа: Ролевые игры, направленные на отработку конструктивных приемов в ситуациях манипуляции, коммуникативной агрессии.
Упражнение “Мой личный герб”, позволяющее каждому подростку осознать и осмыслить собственные ресурсы. Составление личного герба на основе собственных ресурсов в повышении самооценки и уверенности в своих силах. Вывод о том, что в каждом человеке существует множество ресурсов, которые в трудную минуту можно использовать в виде самопомощи и поддержки самого себя.
Тема 2. Оказание помощи подросткам в преодолении деструктивного поведения, в овладении умениями конструктивного сопротивления в употреблении ПАВ.
Саморазрушающее поведение детей и подростков. Методы и приемы оказания помощи детям в преодолении аддиктивного поведения.
Практическая работа: Ролевые игры, направленные на приобретение навыков сдерживания вовлечения подростков в прием наркотических средств за счет выстраивания конструктивных отношений со сверстниками. Групповое обсуждение и выработка рекомендаций по предупреждению употребления ПАВ детьми и подростками, обучению навыкам конструктивного сопротивления вовлечению в употребление ПАВ.
Раздел 2. Оказание психологической поддержки подростку с учетом его индивидуальности.
Цель: развитие у подростков представлений о позитивном поведении при решении проблемных ситуаций.
Тема 1. Психологическая поддержка как фактор первичной профилактики употребления ПАВ.
Психологическая поддержка. Принципы и способы оказания поддержки; сосредоточение на достоинствах ребенка; работа по повышению его самооценки, помощь в приобретении веры в себя и в свои способности, помощь в формировании позитивного “Я” подростка. Формирование устойчивых доверительных отношений в семье – залог личностной успешности всех ее членов.
Практическая работа: Психологическая игра по проигрыванию ситуаций, в которых уместно применить навыки психологической поддержки детям и подросткам (ребенок или подросток испытывает чувства вины, обиды, страха, неуверенности, находится в конфликте с окружающими).
Тема 2. Знание возрастных, физиологических, индивидуально – психологических особенностей подростков как основы эффективного воспитания здоровых привычек и социально важных навыков.
Психофизиологические особенности детей и подростков. Возрастные периоды и кризисы в развитии детей и подростков. Понятие темперамента; его типы и свойства, особенности проявления темперамента, учет типа нервной системы ребенка в организации взаимодействия с окружающими.
Практическая работа: Самодиагностика подростков по выявлению типа темперамента, определение индивидуальных особенностей членов семьи.
Тема 3.Формирование образа “Я” у подростков.
Самооценка или чувство самоценности. Виды самооценки. Симптомы низкого самоуважения ребенка. Приобретенная беспомощность. Локус контроля. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания. Способы повышения низкой самооценки у детей. Самооценка как составляющая здоровья: любить себя – быть здоровым. Дружба, хорошие отношения, доверие как способы укрепления самооценки и психического здоровья.
Практическая работа: диагностика самооценки по методике, анализ результатов. Коллективная выработка рекомендаций по коррекции заниженной самооценки у подростков.
Тема 4. Воспитание навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками.
Основные закономерности процесса общения и его структура. Знакомство с манипулятивными способами общения. Защита от манипуляций. Конфликты и умение их разрешать. Непопулярность и социальная отверженность детей как возможные причины формирования отклоняющегося поведения. Помощь подросткам в налаживании межличностных контактов во взаимодействии со сверстниками. Роль родителей в формировании среды, развивающей у детей и подростков черты активной, ответственной личности, способной позаботиться о себе и других.
Встреча с заведующей амбулаторией
Спортивное мероприятие.