Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание

буклет для родителей

скачать

регламент выбора модуля

скачать

заявление

скачать бланк заявления

скачать памятки для родителей

 памятка1

памятка2

протоколы родительских собраний

 Анкета для родителей

График проведения родительских собраний

по выбору модуля ОРКСЭ

28 марта 2018 года

скачать протокол собрания

протокол выбора модуля

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

от 25 мая 2015 г. N 08-761

ОБ ИЗУЧЕНИИ

ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ: "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР

И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" И "ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ"

скачать

список учебников

В МБОУ "Занино-Починковская  СОШ" курс ОРКСЭ реализуется по модулю "Основы православной культуры".

На изучение курса в учебном плане отведён один час


Открыта "Горячая линия" по вопросам свободного и добровольного выбора модуля комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики".
Обращения принимаются с понедельника по четверг с 8.00 до 17.00, пятница с 8.00 до 16.00 по телефону 2-14-80 и по электронной почте по адресу yomp-shilovo@yandex.ru

Нормативно-правовые документы

Преподавание по предметным областям «Основы религиозных культур и светской этики» и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

  • Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632);
  • Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р;
  • Приказ Минобрнауки России №1060 от 18 декабря 2012 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
  • Протокол заседания Межведомственного совета по обеспечению координации и контроля реализации плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 4 июля 2013г.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253, Москва. "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (2014/2015 учебный год).
  • Приказ Минобрнауки России от 14.12.2009 г. № 729 с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 13.01.2011 г. № 2 и приказом Минобрнауки РФ от 16.01.2012 г. № 16 об утвержденииперечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
  • План мероприятий Минобрнауки России по обеспечению качества преподавания во всех государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Российской Федерации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) от 30 декабря 2014 г.;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2015 г. № 08-461 «О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 25 мая 2015 г. N 08-761 «Об изучении предметных областей ««Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России".
  • Приказ Министерства образования Рязанской области от 22.04.2016 № 391 «Об утверждении примерного регионального учебного плана на 2015/2016 учебный год для образовательных организаций Рязанской области, реализующих программы общего образования».

 

 

Нормативно-правовая база введения курса ОРКСЭ

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 24 октября 2011 г. N МД-1427/03

 

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРЕПОДАВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО

УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ

 

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. N Пр-2009 в целях введения с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (далее - курс ОРКСЭ), состоящего из 6 модулей: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики", Минобрнауки России просит провести ряд мероприятий для родителей (законных представителей) обучающихся с целью ознакомления с задачами нового курса, его структурой, содержанием, организацией изучения, обеспечения свободного и компетентного выбора родителями модуля изучения, в рамках которых:

провести родительские собрания по вопросам введения нового комплексного учебного курса ОРКСЭ;

организовать встречи родителей с преподавателями модулей курса для ознакомления с особенностями содержания модуля, формами и методами педагогической работы;

обеспечить условия для ознакомления родителей с содержанием программы и учебников по каждому модулю курса ОРКСЭ в рамках школьной библиотеки;

организовать индивидуальную консультационную работу с родителями обучающихся, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации.

Результаты выбора родителями (законными представителями) обучающихся модуля изучения курса ОРКСЭ должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определенного модуля для обучения своего ребенка.

В организации работы с родителями (законными представителями) обучающихся необходимо учитывать опыт стажировочных площадок (схема прикрепления регионов к стажировочным площадкам прилагается), содержание "Книги для родителей" А.Я. Данилюка, размещенной на сайте: http://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx.

При организации работы по выбору модуля рекомендуется учитывать, что курс имеет воспитательный, культурологический, нравственно-развивающий характер, его целью является формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении традиций религиозных культур многонационального народа России.

Информацию по выбранному модулю необходимо представить в срок до 25 ноября 2011 г. в адрес Министерства и по адресу электронной почты: hibuchcnlco-ek@mon.gov.ru, chernogorova.e@firo.ru по прилагаемой форме.

Одновременно Минобрнауки России информирует, что обеспечение учебниками и пособиями осуществляется субъектами Российской Федерации в рамках действующего законодательства.

Кроме того, Министерство сообщает, что в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, направлено письмо от 10 февраля 2011 г. N 03-105, где разъясняются процедуры определения образовательными учреждениями списка учебников и учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях (пп. 23 п. 2. ст. 32 Закона Российской Федерации "Об образовании"), а также рекомендовано обеспечить контроль за соблюдением образовательными учреждениями законодательства Российской Федерации при использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе.

 

Заместитель Министра

М.В.ДУЛИНОВ

 

 

 

скачать письмо от 24.11.2011г

 скачать Письмо Министерства науки РФ от 08.07.2011г

Содержание курса

Содержание  курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

 

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основных религиозных культурах, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числеи её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» – являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает шесть модулей: «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций.

 

Модули комплексного курса

«Основы религиозных культур и светской этики» 

 

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Учебный модуль «Основы буддийской культуры» 

Россия – наша Родина.

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы исламской культуры» 

Россия – наша Родина.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммед – образец  человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы иудейской культуры» 

Россия – наша Родина.

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархии еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей.  Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» 

Россия – наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.  Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы православной культуры» 

Россия – наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. 

Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна их форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. 

Место комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

в учебном плане

 

Комплексный учебный  курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 час в неделю в 4 классе.

Основные содержательные модули курса:

  • Основы буддийской культуры
  • Основы исламской культуры
  • Основы иудейской культуры
  • Основы мировых религиозных культур
  • Основы православной культуры
  • Основы светской этики

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей(законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта обучающиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта могут проводиться по решению школы всем классом.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами буддийской, исламской, иудейской, православной культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.